Почему рыба дороже мяса?
Согласитесь, что в стране, в которой бесчисленное количество водоемов – рек, озер, морей – проблем со свежей рыбой, ну никак не должно быть. Однако, даже в портовых городах, выбор рыбной продукции оставляет желать лучшего.
А если есть в продаже рыба высшего качества, то позволить купить ее себе может далеко не каждый россиянин.
Первая причина такое дороговизны заключается в том, что рыболовы ОБЯЗАНЫ перед началом промысла приобрести специальное разрешение — квоту, которые продаются на специальных аукционах. Т.е. рыболовы платят вперед за пока еще не пойманную рыбу.
И приобретя эту квоту, рыболову необходимо продумать не только, как и какую рыбу поймать, но и как затем быстро реализовать этот скоропортящийся продукт.
Во всем цивилизованном мире – с точностью до наоборот. Сначала рыбу поймай – потом квоту приобрети. Только у нас все с ног на голову.
Да и нет в России оптовых рыбных рынков. Рыбу у отечественных промысловиков перекупают перекупщики. А это еще одна наценка на конечный товар.
В Скандинавских странах налажен целый бизнес по скупке рыбы с российских судов. Оплачивают за морепродукты на 7%–10% меньше, чем своим, но нашим рыболовам деваться некуда и этому рады.
К тому же стоимость стоянки судна в порту Норвегии в несколько раз дешевле, чем в российских, разгрузка быстрее, меньше бюрократии.
Аналогичная ситуация на Дальнем Востоке. Наши рыболовы ежегодно продают рыбную продукцию до 120 тонн, на сумму более миллиарда ДОЛЛАРОВ. И основная часть подобных сделок – неофициальная.
И практически вся рыба в отечественных магазинах имеет «двойное гражданство»: поймана российскими рыболовами, в российских водах, но перепродана в Скандинавию или Японию, откуда в красивой упаковке возвращается к нашим покупателям. Единственно, втридорога.
И нужно ли повторят то, что российское государство ни коем образом не защищает ни покупателей, ни производителей от бесчисленных посредников.
Например, в Японии участвуют в торговле рыбой ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО три стороны: рыболов, оптовик и розничный продавец. В России же, даже если рыболов реализовывает улов в своей стране, до покупателя он дойдет, пройдя через руки 5 – 10 посредников.
Что, естественно, отражается на розничной стоимости. Ну а винят, как обычно, простой народ, мол привыкли считать, что лучшая рыба – это колбаса, и по этой причине рыба – лежалый продукт, потому и цены растут.