Как НЕ ловится щука?
На тему жизнеобитания и ловли щуки написано так много, что иногда кажется — написано все. Подход к написанию полномасштабной статьи о ловле щуки тем или иным автором практически одинаков. Сначала даются описания мест, в которых живет щука. Затем следуют некоторые подробности биологии щуки и ряд рекомендаций по ловле этой рыбы. В канву статьи более или менее удачно вплетаются случаи из богатой практики автора, иллюстрирующие ту или иную мысль.
Не по заданию редактора, а по велению души мне тоже захотелось написать о щуке. Но не в обычном ключе, а в перевернутом с ног на голову. Практической пользы от прочтения такого рода опуса наверняка будет немного, предупреждаю заранее, однако позволит читателю посмотреть на проблему ловли щуки с несколько иной точки зрения. Поехали?
Где НЕ водится щука
Щука — необычайно живучее существо. Посадите на кукан жереха, судака, берша, окуня, щуку, и, можете быть уверенными, — последней cдохнет именно щука. Неоднократно я и мои знакомые ловили щук «с серьгой» — с тройником или даже целой блесной в пасти. В водоеме, где, кроме лягушек, нет другой живности, щука с успехом ест лягушек. В водоеме, где нет даже лягушек, ест собственную молодь и вообще питается чем Бог послал.
Помните, как в семидесятые-восьмидесятые годы прошлого столетия мы все дружно боялись экспансии ротана? Ученые предполагали, что ротан в скором времени уничтожит всю аборигенную рыбу и станет одной-единственной рыбой наших рек и озер. Однако на практике оказалось все иначе. В тех водоемах, где присутствовала щука, ротан вел себя более чем скромно — по принципу: не до жиру, быть бы живу! Короче, в болотах, прудах, торфяниках, старицах, озерках и озерах щука живет и здравствует.
И на быстром течении щука живет — тоже правда. Водится (и ловится) в таких местах Оки и Волги, где и суперреофильному голавлю непросто удержаться. Видели такую щуку? Она, как сосиска, вытянута, и при весе в четыре килограмма в длину лишь немного меньше метра — о как!
Это — что касается больших наших рек. А на малых? Тоже от щуки привет горячий. В водоеме, статус которого колеблется между рекой и ручьем, водятся щуки весьма приличного размера. Весьма съедобного размера, если хотите. И если в большой реке щуке кроме рыболовов и браконьеров мешают жить сомы и крупные судаки, то уж в малой реке щука чувствует себя полновластной хозяйкой и пробует на зуб все, что так или иначе попадает в зону ее владений.
Так где же не водится щука? Пожалуй, что летом водится везде. Здесь можно сдаваться, признавая печальный факт вездесущности щуки в наших реках, озерах и болотах. Но вот наступает зима — и щучий ареал существенно сужается. На течении, к примеру, ее встретить все сложнее. И дело тут не в природной лени. Привычная для речной щуки еда — плотва, окунь и мелкая густера — разбрелась по заливам на зимовку, так что и щука пошла туда же. Интересный факт: в местах зимней успешной ловли щуки летом можно за пять дней и поклевки не увидеть. И, наоборот, в тех местах с течением, где летом щука ловится стабильно, зимой полный «голяк» — ни поклевочки. Ну, как люди или вроде того: летом на даче интересней, а зимой — в городе.
На зимней квартире щука любит коряги. Если есть из чего выбирать, щука всегда предпочтет коряжник «чистому» месту. Однако эпизодически случается и обратное. Это когда щука по перволедью провожает стаю мирной рыбы, например. Вот не было, не было щуки в заливе, вдруг — бах! — полно щуки. Это значит, что в залив на кормежку зашел подлещик или густера… или плотва — не суть важно. А важно, что с середины осени и до перволедья щука перестает быть такой уж оседлой рыбой и вполне может совершить километровый (а то и больше!) марш-бросок.
И с донным субстратом у щуки свои предпочтения. Твердый грунт все же предпочтительней иловатого. Пиявок там на ракушечнике меньше водится или больше кормовой рыбы — опять же не суть. Суть в том, что щука скорее поймается на твердом, чем на мягком грунте. Иногда даже пятачка ракушечника достаточно.
Катаюсь в предзимье на моторке по закоряженным волжским заливам окрест Каменки. Вот раз якорь поднял — сапропель, ил на «лапах». Второй раз после безуспешного веера забросов поднимаю якорь — все тот же ил. На третьей постановке две щуки в непосредственной близости от лодки поймались. Ну, одна килошная всего, а вторая — под треху, вполне кондиционный экземпляр. Настроение, понятное дело, улучшилось, еще побросал — «борода». Якорь поднимаю — чистый, как стекло! Только тут обратил внимание на то, что «ступенька» перед лодкой отчетливой, даже звонкой становилась. Стало быть, щука, проигнорировав забитые илом места, собралась на ракушечнике. Поиск стал более методичным.
Зимой — та же фигня. Ракушка дает фору илу. Если еще почти совсем невнятное течение присутствует (еле тянет, как говорят) — совсем хорошо.
Когда НЕ ловится щука
Ну, со временем года все более-менее понятно. Щука неплохо ловится практически весь год, а не ловится три раза в году.
Первый случай — нерест. Если на час забыть, что во время нереста ловить рыбу нельзя, и подойти к заливу, где нерестится щука, и начать метать в кусты, где она нерестится, спиннинговые приманки, то, скорее всего, можно ничего не поймать. Не до еды щуке, у нее на повестке дня куда более жизненно важный вопрос стоит — избавиться от икры нужно.
Можно сформулировать и так, что нужно дать жизнь потомству, но щука о своем потомстве, поверьте, мало заботится. Это же не лебедь… и не бобер… В общем, не надо щуку в нерест ловить. Ни ей мешать, ни себе невроз зарабатывать.
Второй случай — глухолетье. Когда вода на неглубокой акватории прогревается выше 20 градусов и вся зарастает всякими-разными водорослями, щука жрать отказывается. Что ни кинь — «по барабану». Можно поймать щуку в эту пору? А то! Одна-две дурочки всегда найдутся. Но наловить щук в глухолетье практически невозможно.
Третья ситуация — глухозимье. Перволедье за плечами, подо льдом водоросли гниют, кислорода на всех не хватает, жизненные процессы замедлены до состояния почти полного безразличия к пище. Традиционно считается, что глухозимье «нападает» на нас в январе. Это неправда. Достаточно взять дневник рыболовный и полистать минут пятнадцать, сразу станет ясно, что глухозимье — это вовсе и не январь, а конец февраля — середина марта. Во всяком случае, на 100% это справедливо по отношению к верховьям Чебоксарского водохранилища.
Со временем года разобрались, «забили» на щучью рыбалку в апреле, июле и феврале. Дальше.
Время суток. Главное — утро. Утро еще никто не отменял. Для Каменки, например, в девяти из десяти случаев зимой работает такой алгоритм. Если с утра активность рыбы слабая (и не только щуки, но и всякой вообще), то весь день клевать будет плохо. Утро — главное время суток рыбака. Мнение, что поздней осенью, например, ранним утром никто не клюет и надо дождаться «выхода» в 9-10 утра, — отговорка лентяев и лежебок. Были случаи, когда в ноябре хороший клев щуки с раннего утра обеспечивал 80% улова, а на весь остальной день приходилось лишь 20%.
Особенно актуальна ловля щуки ранним утром, если предстоит солнечный день. Вот тут кто не успел — тот опоздал, через два часа после восхода солнца можно смело переключаться на ловлю судака, берша, окуня, а о щуке до вечера можно просто забыть: не будет клева. Нет, бывают, конечно, исключения, на то она и рыбалка, чтобы нас постоянно огорчать и радовать, но в подавляющем большинстве случаев солнце — враг щучьей рыбалки.
И вот что интересно. Ну летом понятно, почему щука солнца не любит: объекты щучьей охоты прекрасно видят все маневры хищника и с куда большим трудом попадают на щучий стол. Но вот почему зимой, в яркий солнечный февральский день, под толстенным слоем льда и снега щука не выходит на охоту — для меня остается загадкой. Однако знакомые жерличники в один голос утверждают: в солнечный день весь клев укладывается в рассветный и закатный часы, полдневные выходы крайне редки, случайны.
Вот в другую погоду — пасмурную, в дождь, снег, ветер, волну, грозу — щука ловится. И временами чем хуже рыбаку в лодке или на льду — тем активнее щучий жор.
На что НЕ ловится щука
Как мы уже отметили, щука — «зверь» всеядный. Жрет от насекомых до утят, от мальков до себе подобных, от лягушек до ондатр. «Движется — значит съедобное» — вот щучий девиз. И в полном наборе спиннинговых прибамбасов вряд ли найдется такая приманка, на которую при определенных условиях нельзя было бы поймать щуку. Судак, окунь, жерех в этом отношении куда более избирательны — честь им и хвала.
Однако и здесь есть некие закономерности, позволяющие как ловить щуку, так ее и не ловить.
Первое — размер приманки. Для летней рыбалки, для спиннинга, например, это дело в меньшей степени актуально. Можно в одно и то же время года, в один и тот же день с успехом ловить щуку на двухдюймовый и четырехдюймовый твистеры. А вот зимой мелкой окуневой блесенкой одиночная щука соблазняется редко. Нет, бывают, конечно, и срезы, и даже поимки килошных и более щук на блесны 5, 4 и даже 3 сантиметра длиной. Но в целом окуневая блесна щуку мало интересует. Точно так же, как и окуневый балансир.
Короче, надо увеличить размер приманки, чтобы не быть дураком и поймать зимнюю щуку. Кто не увеличил — тот не поймал.
Однако и здесь (как и во всём, пожалуй) надо знать меру. Ну, в особо хорошем настроении щука на треху тяпнет и полукилошного подлещика. И долго будет думать, что с ним делать, когда задушит. Однако чаще всего хищница пребывает в настроении ниже среднего, иначе бы уже и щуки на нас не осталось. И в настроении «на троечку» щука куда быстрее позарится на небольшого окунька, чем на двухсотграммового (который и сам по себе вполне съедобной рыбой, по моей системе координат, является).
Надо еще сказать, что в разных водоемах щука не ловится на разные приманки и разных живцов. Пожалуй, с живцами проще разобраться, так что давайте с них начнем.
Вот торфяные карьеры неглубокие. В них живут щуки, окуни и ротаны. В иных карьерах на окунька щука лучше клюет, в иных — на ротана. В чем секрет — понять, наверное, невозможно, вроде водоемы очень даже одинаковые. Если углубить эксперимент и привезти на торфяники карася, то вообще «бардак»: на одном торфянике щуки будут его «с руками» отрывать, а на другом — полностью игнорировать. Загадка природы, что и говорить!
Однако из всего многообразия кормовой рыбы, претендующей на роль живца, следует как виды исключить всего несколько рыбок. Это налим, линь и судак. Последний сразу заснет на крючке, да и жалко переводить на живцов судачков-недомерков. А налима с линем щука, похоже, совсем как еду не уважает. Опять же могут быть исключения! Но если есть возможность выбора, лучше ерундой не заниматься, а насаживать на двойники окуньков и плотвичек — так оно надежней будет.
Понадежней, но не получше. Со времени затопления Чебоксар в Каменку повадились ездить борские рыболовы. Ловили хорошо и спиннингами, и перетягами, но лучше (вернее, больше) — зимой на жерлицы. Ловили сначала на окунька стационарными жерлицами, но жизнь заставила перейти на жерлицы спортивные (те, которые с флажками и требуют беготни).
А затем и с живцом пустились на эксперименты. Выяснилось, что лучше всего клюет щука «на малька», как называют борские жерличники тюльку. Вместе со щукой, которая, как оказалось, любит жирную тюльку несколько больше постного окуня, на это дело стали попадаться и приличные окуни. Да, холостых поклевок из-за этого окуня стало больше, но уж лучше, согласитесь, лишний раз вхолостую пробежаться до жерлицы, чем бессмысленно глядеть весь день на молчащие снасти.
В определенных условиях отказывается щука и от определенных искусственных приманок. На поппер, к примеру, мы ловим обычно в жаркие летние месяцы, а в начале лета и осенью ловим на что-то другое. До недавнего времени я думал, что щука вообще на поппер в холода не берет. Однако в этом сезоне мое видение этого вопроса существенно изменилось.
Конец апреля, полдень, из-за обложных туч нехотя выглядывает солнце. Проезжаем по мосту в Каменке. Товарищ видит шлепки какой-то рыбы. Несмотря на мои уговоры останавливается, выходит из машины, лезет в багажник и собирает спиннинг. Из приманок выбирает… правильно, поппер. Я пытаюсь доказать, что щука в апреле на поппер не берет, а товарищ подходит к реке и с третьего заброса ловит полукилошного щурка. Я уничтожен, товарищ ликует.
Прошло полгода. Товарищ этого товарища в начале ноября подходит со спиннингом к тому же самому месту и… ловит на поппер восьмисотграммовую щучку. Фантастика? А то! Я бы мог и не такое вам порассказать, но рамки журнальной статьи не вместили бы и десятой доли моих «щучьих историй».
Закругляюсь. Смысл, надеюсь, понятен. Щука — «зверь» хитрый. Пытается выжить как вид, а потому учится рыболовной науке куда быстрее большинства рыболовов. И все чаще ее удается даже «в хороших» местах не поймать, чем поймать. Значит, надо искать «плохие» места, ловить там, где щуки отродясь не было (как не было и рыболовов), ловить тогда, когда никто не ловит и на то, на что никогда щука раньше не клевала.
Удивлять щуку надо, в общем. И самому результатам рыбалки удивляться.
Автор Сергей Клюев
Источник